Икона эпохи: Пол Рэнд

Икона эпохи: Пол РэндИкона эпохи: Пол Рэнд.

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — Пол Рэнд, дизайнер и арт-директор, создавший фирменный стиль для IBM, Ford, NeXT и других известных компаний.

Ранние годы и влияние модернизма.

Пол Рэнд (настоящее имя — Перетц Розенбаум) родился в Бруклине в еврейской семье. Отец Рэнда держал бакалейную лавку, и будущий дизайнер, увлекавшийся искусством с детства, оформлял витрины этого магазина. Кроме того, он участвовал в оформлении школьных мероприятий. Отец Пола был уверен, что сыну не удастся заработать на дизайне, и поэтому последнему пришлось одновременно изучать дизайн в Pratt Institute и посещать школу Manhattan’s Harren High School. Кроме того, Рэнд окончил Parsons The New School for Design.

В молодости на Рэнда повлияло творчество Лаcло Мохой-Надя (его книгу The New Vision Рэнд назвал своей «папской буллой») и других европейских дизайнеров, художников и теоретиков модернизма. С работами многих из них он познакомился благодаря немецкому журналу о рекламе и графическом дизайне Gebrauchsgrafik. Кроме того, в 1929 году Рэнд впервые узнал о школе «Баухаус» из выпуска британского журнала Commercial Art. В то время об экспериментах преподавателей и студентов «Баухауса» не рассказывали в творческих вузах, и Рэнд учился самостоятельно по книгам и журналам.

венгерский художник, теоретик фото- и киноискусства.

Помимо Мохой-Надя, на Рэнда оказал большое влияние Ле Корбюзье. В одном из интервью. Рэнд заметил, что принципы Ле Корбюзье применимы и в его профессии: «Если ты не строишь правильно, то здание обрушится; в определённой мере эта философия применима и к графическому дизайну». Кроме того, Рэнда вдохновляли художники-модернисты: Тео ван Дусбург, Фернан Леже и Пабло Пикассо. По словам Рэнда, картины этих художников повлияли на дизайн некоторых рекламных постеров, над которыми он работал.

Имя как бренд и первый успех.

В 1930-х, после окончания учёбы, Рэнд работал в рекламной индустрии и издательском бизнесе. Сначала он занимался созданием изображений для компании, которая продавала стоковые картинки различным газетам и журналам. Большинство работ этого периода были созданы под влиянием немецкого стиля Sachplakat и работ графического дизайнера Густава Йенсена. Кроме того, в эти годы Рэнд изменил имя: он выбрал имя и фамилию, состоящие из четырёх букв, потому что ему казалось, что они хорошо смотрятся, как название бренда.

Журнал Directions, декабрь, 1940.

Журнал Directions, м арт, 1939.

Дизайнер приобрёл известность в конце 1930-х, когда начал создавать обложки для журнала Directions — за эту работу Рэнду не платили гонорара, но взамен ему была дана полная творческая свобода. Дизайн журнала привлёк внимание многих профессионалов — например, работу Рэнда высоко оценил его кумир Ласло Мохой-Надь. Кроме того, в 1936 году дизайнер оформил юбилейный номер журнала Apparel Arts, и после этого ему предложили сотрудничество с Esquire и производителем бренда Coronet.

Esquire Magazine, 1938.

Корпоративная айдентика.

С 1950-х Рэнд начал сотрудничать с большими компаниями. В 1952 году он придумал рекламу для печатной машинки Lettera 22 итальянской компании Olivetti и сотрудничал с ней несколько лет. Яркие работы Рэнда напоминали скорее модернистские картины, нежели традиционные рекламные постеры. Кроме того, в 1950-е с Olivetti сотрудничал ещё один талантливый графический дизайнер — итальянец Джованни Пинтори. Благодаря их совместным усилиям популярность компании быстро росла, а в 1952 году в MoMA даже прошла выставка Olivetti: Design in Industry.

Преподавание и теоретические работы.

Пол Рэнд преподавал в Yale School of Art с 1956 по 1985 год. Кроме того, он читал лекции о дизайне во многих других учебных заведениях США и Европы. Рэнд уделял большое внимание теории дизайна и эстетике: всем своим студентам он советовал прочитать книгу Джона Дьюи «Искусство как опыт» и ещё несколько трудов по философии. К тому же, Рэнд умел доступно рассказывать о том, как создавались его самые известные проекты. Например, он написал небольшую книгу про то, как был придуман логотип NeXТ. Также Рэнд написал ещё несколько книг, в которых изложены его взгляды на дизайн: A Designer’s Art, Design: form and chaos (недавно она была издана на русском языке) и другие.

Рекламная кампания Volkswagen Beetle.

Гельмут Крон и другие дизайнеры и арт-директора.

Идеи и работы Рэнда повлияли на многих его современников, и, кроме того, он передал свои идеи нескольким поколениям студентов, обучавшихся в Yale School of Art. Один из самых известных последователей Рэнда — арт-директор Гельмут Крон, который работал в рекламном агентстве Doyle Dane Bernbach и придумал известную рекламную кампанию Volkswagen Beetle. Ещё одним успешным студентом и последователем Рэнда был знаменитый британский дизайнер Алан Флетчер, который придумал логотипы для Pirelli, Victoria Albert Museum, Reuters и других известных организаций.

Что можно найти в продаже.