Искусственное освещение города

Искусственное освещение городаИскусственное освещение города.

В заключении можно сформулировать следующие, наиболее общие положения или рекомендации, относящиеся к решению архитектурно-художественной части проекта освещения социалистического города в целом.

1. Как в старых, так и во вновь строящихся социалистических городах возможно и необходимо иметь единое комплексное композиционное решение освещения всего города, основанное на одной художественной идее, объединяющее все элементы его освещения.

2. Разрабатывать проект освещения следует на строго функциональной основе, планомерно распределяя уровень освещенности, месторасположение отдельных установок и другие параметры всех элементов освещения города, не увлекаясь рекламно-декоративными эффектами в ущерб общей композиции и конкретным функциональным задачам.

3. В проекте освещения социалистических городов надо стремиться к обеспечению средствами светотехники максимальных удобств, к созданию комфорта жизни в городе.

4. Средствами светотехники создавать образ вечернего города, который являлся бы специфическим преломлением дневного образа и действенным средством идеологического и эстетического воспитания.

5. Экономно расходовать электроэнергию, электротехнические средства, создавать экономную систему эксплуатации и управления освещением, заранее определять значение отдельных элементов освещения и освещаемых объектов и соответственно распределять наличные средства.

6. Не допускать искажения вида архитектурных сооружений световой рекламой и декоративным освещением. Неизбежная фрагментарность вечерней картины города не должна создавать ложного зрительного представления об архитектурном сооружении.

7. Помнить, что основные средства или приемы композиции, действующие в архитектуре и изобразительном искусстве, обязательны и в данной теме–масштаб, ритм, цвет, рисунок и др.

Разрабатывать архитектурный масштаб в решении каждого объекта освещения (будь то реклама, фасад здания или его фрагмент), архитектурный масштаб световых пятен для всего города с учетом этажности, протяженности и других размерных параметров архитектуры.

8. Ритм световых пятен для каждой улицы, площади и города в целом – одно из важнейших средств художественной композиции вечерней картины города, способствующих созданию правильной перспективы и гармониивсей картины, поэтому должны быть связаны воедино ритм световых пятен фонарей, световой рекламы, витрин и отдельных освещаемых объектов.

9. Система применения цветного света имеет важное значение в вечерней картине города в целом, в отдельных элементах освещения и объектах. Во избежание антихудожественной пестроты в использовании цветного света и дискомфорта для зрения необходимо в начале проектирования создать определенную стройную систему использования цвета для каждого элемента освещения города.

10. Рисунок используется в композиции вечерней картины города в нескольких аспектах, и в каждом он должен быть глубоко художественным. Рисунок рекламы должен быть выразительным, предельно лаконичным и по возможности эмблематичным, т.е. вызывать четкую, зрительную ассоциацию с рекламируемым объектом.

Всю вечернюю картину, композицию световых пятен разного функционального и художественного значения следует объединять рисунком, составляющим основу картины. Рисунок фонарей, их силуэт, рисунок указателей движения и других архитектурных деталей, связанных с искусственным освещением, должны быть выразительными, современными в смысле соответствия и связи с малыми архитектурными формами, а также современной технологией изготовления.

11. Умело использовать специфические средства композиции, свойственные только освещению, – яркость и динамику света.

Сознательно устанавливать уровень и соотношение яркости элементов освещения и отдельных его объектов по функциональному и художественному значению их в общей картине так, чтобы каждый объект ясно воспринимался зрительно, выделялся бы среди других и не мешал бы им.

12. Динамика света важна главным образом в рекламе, информации и агитации, она является наиболее действенным средством световой рекламы и должна быть композиционно связана со всем архитектурно-художественным решением проекта, чтобы избежать превалирования световой рекламы над всеми другими элементами освещения и зрительного искажения архитектуры.

1. Вернеску Д. Эне А. Естественное освещение в архитектуре и градостроительстве. М. Стройиздат, 1983. – 88 с.

2. Волоцкой Н.В. Светотехника. М. Стройиздат, 1979. – 142 с.

3. Дамский А.И. Электрическое освещение в архитектуре города. М. Стройиздат, 1970.