КАКОЙ СВЕТ ЛУЧШЕ

КАКОЙ СВЕТ ЛУЧШЕКАКОЙ СВЕТ ЛУЧШЕ.

Сейчас, когда лампы нового, холодного света начинают всё больше входить в нашу жизнь, у многих возникает вопрос: а чем лучше эти новые лампы, не вредны ли они для глаз.

Такое сомнение связано обычно с тем, что в свете лю­минесцентных ламп несколько необычно выглядят челове­ческие лица.

Исследованиями наших учёных на это дан вполне опре­делённый ответ: свет новых ламп не приносит никакого вреда зрению. Люминесцентные лампы — не­сомненно, более совершенный источник света.

Мы уже говорили о том, что в процессе длительного развития наши глаза привыкли к естественному, дневному освещению. При дневном свете глаз меньше утомляется, лучше видит. Поэтому понятно, что чем ближе искусствен­ный свет к дневному, тем он лучше для глаз.

Этому важному требованию удовлетворяют более всего лампы холодного света.

Что же касается некоторой «необычности» холодного света, то, как показывает опыт, глаза скоро привыкают к белому свету новых ламп, и человек перестаёт замечать непривычный на первых порах оттенок в освещении.

Установлено, что для глаз несколько более приятен свет ламп «мягкого белого света», а лампы «ДС» незаме­нимы во всех тех случаях, где по условиям производства требуется дневной свет.

Однако вопрос о том, какой свет лучше, далеко не ограничивается сказанным. Задача наилучшего, безвред­ного для глаз освещения решается в конечном счёте не тем, какие лампы горят в помещении — лампы накалива­ния или лампы холодного света, атем, вкакомвиде и где размещаются источники света. Дру­гими словами, главное заключается не в качестве света (если сравнивать свет ламп накаливания и ламп люминес­центных), а в качестве освещения. Именно условия осве­щения в первую очередь определяют работоспособность наших глаз и высокую производительность труда при ве­черней и ночной работе.

Каковы же эти условия.

Познакомимся с тем, как измеряется освещение.

От величины электрической мощности, потребляемой лампочкой накаливания, зависит сила её света. Силу света.

Рис. 28. Дневной свет в метро.

До сих пор измеряют в свечах. Такая единица силы света была принята ещё в те времена, когда на смену свечам стали появляться новые, более сильные источники света — керосиновые лампы, газовые горелки и т. д. Силу света различных ламп и стали тогда сравнивать со све­чой. Появилось выражение: лампа силой в 25 свечей. Так же определялась сила света и у первых электрических лампочек. И теперь ещё часто приходится слышать, когда лампу накаливания мощностью в 40 ватт называют лам­почкой в 40 свечей. Однако это неверно. Обычно число ватт, обозначенное на лампе, не равно числу свечей. Так, например, лампочка в 40 ватт даёт свет силой не 40, а 30 свечей.

Чем больше сила света лампы, тем сильнее освещаются предметы. Для определения степени освещения существует другая единица — люкс. Освещённость, равную одному люксу, даёт свеча на расстоянии одного метра [46] ). Отсюда ясно, что освещённость зависит как от силы источника света, так и от расстояния до этого источника.

Чтобы представить себе величину люкса, укажш, что освещённость поверхности земли ночью при полной луне достигает примерно 0,2 люкса.

Из этого примера видно, что мы можем выполнять мно­гие работы уже при освещённости, меньшей одного люкса. Однако такая освещённость, конечно, далеко не доста­точна — она очень утомительна и вредна для глаз. Выпол­нять тонкую работу при ней совсем нельзя.

Исследованиями установлено, что с повышением осве­щённости повышается производительность труда, человек меньше утомляется.

В Советском Союзе существуют определённые нормы освещённости, установленные законом. Каковы они? Вот несколько примеров.

Общая освещённость комнаты в квартире установлена в 25 люксов.

Общая освещённость сборочных, штамповочных и дру­гих подобных цехов должна быть не менее 50 люксов.

Такая же освещённость установлена для клубов, обще­ственных столовых, различных учреждений.

Во многих случаях предусматривается дополнительное освещение рабочего места. Такое освещение необходимо, например, в механических цехах, у станков, в часовых и швейных мастерских, у чертёжных столов, у письменного стола в жилой комнате и т. д. Освещённость рабочего места, в зависимости от характера выполняемой работы, может достигать 500 люксов.

Освещённость помещений и рабочих мест связана с тем, какова окраска потолка и стен комнаты. Если они имеют светлые тона, то и в комнате будет светлее.

Кроме того, степень необходимой освещённости во мно­гом зависит от того, с какими материалами приходится ра­ботать. Разные предметы по-разному поглощают и рассеи­вают падающий на них свет. Белая бумага, например, поглощает около 20 процентов падающей лучистой энер­гии, остальная часть света рассеивается. А чёрная мате­рия поглощает от 90 до 99 процентов света. Только от 1 до 5 процентов упавшего на чёрную ткань света попа­дает нам в глаза. Ясно, что для работы с тёмными, а также мелкими вещами требуется большая освещённость.

Но достаточная освещённость — это ещё не всё. Не сле­дует думать, что освещение тем лучше, чем больше сила света ламп в помещении. Необходимо учесть ещё ряд дру­гих требований.

Освещённость рабочего места должна быть постоян­ной. Поэтому источники света у рабочих мест надо жёстко закреплять.

Далее — рабочее место должно быть осве­щено по возможности равномерно. Дело в том, что наши глаза по-разному воспринимают яркий свет и темноту. Вспомните, что происходит, когда вы за­ходите в солнечный день в полутёмную комнату: вы ничего не видите. Однако проходит короткое время, и ваши глаза «привыкают» к слабому освещению комнаты, вы уже хо­рошо видите всё, что в ней находится.

Такую способность глаза приспособляться как к яр­кому, так и к сумеречному свету называют адапта­цией. Она позволяет нам видеть при самых различных условиях освещённости.

Однако частый переход от яркого освещения к слабому и наоборот вреден для наших глаз. Поэтому хорошая работоспособность человека связана с постоянным и рав­номерным освещением. Если же при работе перед глазами будут находиться как ярко освещённые, так и тёмные предметы, то условий для высокопроизводительного труда не будет.

Требование равномерного освещения относится не только к рабочему месту, но и ко всей окружающей об­становке. Если вы работаете за письменным столом, то, помимо хорошей освещённости непосредственно вашего рабочего места — поверхности стола,— должны быть осве­щены и стены, и потолок комнаты.

Работа при освещении, когда всё в ком­нате, кроме поверхности стола, находится в полумраке, вредна для глаз.

Вот почему в комнатах и цехах, где имеется местное освещение, устанавливается кроме того и общее освеще­ние всего помещения.

Большое значение для равномерной освещённости имеет расположение источников света; они должны быть установлены так, чтобы работающему не мешали тени от рук, от головы, от инструментов и деталей.

Рис. 29. Отражённый свет создаёт равномерное, приятное для глаз.

Наконец, в поле зрения не должно быть и ярких, слепящих пятен, скажем, отражений све­тящегося волоска лампы в разных металлических поверх­ностях, в настольном стекле и т. д. Такой отражённый свет крайне отрицательно действует на глаза и резко снижает производительность труда.

Ещё хуже, когда перед глазами находится открытая электрическая лампа накаливания.

Надо сказать, что такая открытая, без какого-либо абажура, лампа как источник освещения в комнате во­обще недопустима. Она вредна для глаз, кроме того, при этом неразумно распределяется в комнате световой поток. Свет расходится равномерно по всем направлениям — и кверху и книзу, тогда как более желательно направлять основную часть светового потока книзу.

Применение абажуров позволяет лучше, рациональнее использовать в комнате свет электрической лампы нака­ливания. Однако здесь также возможны ошибки. Часто ещё применяют неэкономичные, вредные для зрения, аба­журы.

Прежде всего,— это яркие цветные абажуры, выпол­ненные из стекла, бумаги или материи. Такие абажуры поглощают много света и иногда, например красные, раз­дражающе действуют на глаза.

Рис. 30. Абажуры из молочного или матового стекла дают свет, безвредный для глаз.

Лучше всего абажуры из молочного или матового, рас­сеивающего свет стекла. Форма их может быть самой различной (см. рис. 30.

Можно освещать комнату и матерчатым абажуром, но при условии, чтобы его внутренняя поверхность хорошо отражала свет. Кроме того, часть света должна падать на стены и потолок.

Таковы в самых кратких чертах условия, необходи­мые для создания хорошего освещения.

В странах империализма нет никакой заботы о здоровье трудящихся, о безопасности работы. Выколачивая из ра­бочих максимальную прибыль, империалисты не думают.

О правильном, безопасном для глаз освещении производ­ственных помещений. В результате только в одних Сое­динённых Штатах Америки каждый год около 100 тысяч рабочих портят своё зрение и становятся инвалидами.

Другая картина у нас, в Советском государстве. Наше правительство неуклонно заботится об охране труда. Боль.

Шое внимание уделяется и вопросу улучшения освещения на производстве. Этим занимаются специальные научно- исследовательские институты страны.

Современные источники света дают нам все возмож­ности для создания прекрасного, безвредного освещения. Надо лишь умело пользоваться этими источниками, бе­речь свои глаза.