ВМФ России

ВМФ РоссииВМФ России. Ближайшие перспективы развития. Часть 10. Авианосцы.

Войны всегда были «локомотивом прогресса»! Забавный парадокс – весь научный потенциал использовался для создания средств собственного уничтожения, что в итоге способствовало гигантскому скачку развития Человечества. Порой, человек изобретал очередной вид оружия, тактически и стратегически грамотно воспользоваться которым мог только спустя годы. Например, так было с танком, самолетом, подводной лодкой и с … авианосцем.

Кто-то считает, что «история авианосцев» началась с легендарного полета Юджина Эли, когда он совершил посадку на военный корабль «Пенсильвания.

А кто-то, со дня, когда «АркРойял» принял участие в Дарданелльской операции. И хотя на его борту были лишь гидросамолеты, историками принято считать этот корабль первым в мире авианосцем, принявшем участие в боевых действиях.

В любом случае, Человечество получило абсолютно новый военный инструмент, воспользоваться которым, по-настоящему, предстояло через десятилетия.

Экскурс в Историю.

В самом начале своего появления авианосцы активно не применялись. Связано это было с тем, что боевой потенциал самолета, как основного носителя вооружения, еще не был до конца раскрыт. Первая Мировая Война, казалось, навсегда похоронила еще неокрепшее дитя. И хотя, между двумя мировыми войнами, этот класс кораблей продолжал развиваться, ни одно из государств даже не задумывалась о том, чтобы отдавать пальму первенства на море авианесущему кораблю. Балом правили линейные корабли и линейные крейсера. Имея мощную артиллерию, калибр которой мог превысить 400 мм, они были мощнейшим средством разрушения.

Во время Второй Мировой Войны были спущены такие гиганты, как «Бисмарк» и «Ришелье», «Ямато» и «Айова.

Первыми тревожными звонками для линкоров стали ноябрь 1940 и декабрь 1941 годов. В первом случае, атака британской палубной авиации на линейный флот Италии позволила Великобритании захватить инициативу в Средиземном море. Во втором случае, разрушительный налет на Перл-Харбор японской авиации полностью уничтожил линейный флот американцев. После окончания битвы у Мидуэй в июне 1942 года стало ясно, что господство в открытом море могут обеспечить только авианосцы. Окончательно, гвоздь в крышку гроба линкоров был забит 7 апреля 1945 года, когда палубная авиация США просто растерзала самый крупный линкор в истории «Ямато». Две сотни самолетов за два часа нанесли смертельные раны «гордости японского флота». Получив попадания 10 торпед и 13 авиабомб, линкор забрал с собой на дно свыше 3000 моряков.

«Ямато» и на сегодняшний день является самым большим в мире из когда-либо построенных линейных кораблей.

Во Второй Мировой Войне авианосцы получили бурное развитие, выполняя самый широкий спектр задач. Появились отдельные классы авианосцев: тяжелые, легкие, эскортные, вспомогательные, учебные и т.д.

Эскортный авианосец предназначался для противовоздушной и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Он имел водоизмещение до 24 тыс. т и скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25—30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования.

Лёгкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Он имел водоизмещение до 20 тыс. т и скорость до 32 узлов (59 км/ч). Вооружение: до 50 самолётов, около 70 зенитных автоматов. Экипаж до 1400 человек.

Тяжёлый авианосец предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Он имел водоизмещение до 55 тыс. т, и скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: до 100 самолётов, до 12 орудий калибра до 200 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел.

В ходе войны было построено 194 авианосца, значительная часть которых была переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Практически, каждый пятый был потоплен.

Авианосец USS Yorktown не смог выжить в битве у атола Мидуэй и сегодня тихо спит на дне Тихого океана.

В послевоенный период большинство морских держав начали массово списывать свои боевые корабли, избавляясь от линкоров, авианосцев и крейсеров. Великобритания окончательно потеряла статус великой морской державы, а Япония больше не могла даже мечтать о былом величии. Мощный авианосный флот остался только у американцев, уничтожать который они не спешили. Более того, стратеги в Пентагоне продолжали активно развивать этот тип кораблей.

Вступление в строй в 1961 году авианосца «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой открыло новую эру в развитии авианосцев. На тот момент это был самый большой надводный корабль за всю историю флота с практически неограниченной автономностью плавания. Этот год можно смело считать годом рождения ядерного авианосного флота США.

На протяжении последних семидесяти лет, авианосцы активно участвовали во многих локальных войнах. Список их очень длинный. Это войны в Корее и Вьетнаме, Фолклендский кризис, операция «Буря в пустыне», бомбардировка Белграда и др. Авианосец эволюционировал и стал универсальной боевой платформой, смертельно опасной для потенциального противника. Наличие на борту разных по своему назначению типов летательных аппаратов позволяет авианосцу выполнять множество боевых задач. Это поиск и уничтожение авиации, подводных лодок и кораблей противника. Это высадка десанта на побережье и нанесение ракетно-бомбовых ударов по береговым целям и в глубину. До появления стратегических ядерных подводных лодок, на авианосцах даже размещались бомбардировщики с ядерным оружием. Т.е. авианосцы были неотъемлемым инструментом в стратегии США по уничтожению СССР.

Современный авианосец – это, на мой взгляд, самый сложный, на сегодняшний день, вид вооружения.

Во-первых. Авианосцы– это самые большие в мире и технически очень сложные боевые корабли за всю историю человечества.

Авианосец Японского императорского флота «Синано» имел полное водоизмещение около 72000 (по некоторым данным 73000) тонн и являлся самым большим кораблем Второй Мировой Войны.

Что бы представить всю грандиозность и уникальность этого «технического монстра» представим несколько цифр, в качестве примера взяв авианосец «Нимиц». Итак.

— на строительство авианосца уходит 60000 тонн стали и 1360 тонн присадочных материалов.

— на корабле имеется более четырех тысяч помещений различного назначения.

— ядерная энергетическая установка из двух водо-водяных реакторов типа A4W/A1G приводит в действие четыре паровые турбины общей мощностью 280000 лошадиных сил.

— масса гребного винта (коих на корабле четыре) почти три тонны, а каждого из двух якорей, тридцать тонн.

— площадь полетной палубы 18200 кв.м.

— корабль имеет 4 паровые катапульты весом 180 тонн, которые позволяют обеспечить беспроблемный взлёт боевых самолётов, вес которых достигает 40-43 тонн со скоростью разгона до 300 км/ч.

— общая масса боезапаса составляет 2000 тонны.

— экипаж составляет 6000 человек, включая штатный состав, обслуживание авиакрыла и походный штаб.

Во-вторых. Создание данного корабля требует огромных финансовых и трудовых затрат.

Стоимость авианосца ВМС США «Джордж Буш» (последнего в серии класса «Нимиц») оценивается в 6,5 млрд. американских рублей (по ценам 2009 года), а французского «Шарль де Голь» — 3,3 млрд. (по ценам на 2001 год). Новый авианосец «Джеральд Форд» обойдется американским налогоплательщикам в 14 млрд. долларов, а «Куин Элизабет» английским в 6,5 млрд. фунтов стерлингов. И это без стоимости авиакрыла. Головной авианосец, как правило, строится 6…7 лет. Это, достаточно оптимальный срок, при условии, что Судостроитель получает окончательно утвержденную проектную документацию и имеет большой опыт строительства подобных кораблей.

Последнее условие очень важно. Например, «Northrop Grumman», основанная в 1886 г. одна из крупнейших судостроительных компаний США и одна из двух («Дженерал Дайнэмикс») компаний, производящих корабли с атомной силовой установкой. На верфи имеется 7 стационарных сухих доков, один плавучий сухой док, два причала для достройки кораблей на плаву, 5 пирсов для ремонта и модернизации кораблей. Первый авианосец CV-4 «Рейнджер» был построен на верфи в 1934 году. Всего верфь построила 30 авианосцев, в том числе все 11 атомных авианосцев США, начиная с CVN-65 «Энтерпрайз» в 1961 году.

Авианосец «Викрант» ВМС Индии строится с 2006 года. Стоимость постройки с каждым годом увеличивается и на сегодняшний день приближается к 5 млрд. долларов. Корабль планируется ввести в строй в 2018 году.

Преимущества и недостатки.

Основными очевидными достоинствами авианесущих кораблей являются: высокий боевой потенциал, универсальность и высокая мобильность.

Высокий боевой потенциал выражен в большом и разнообразном количестве вооружения. АУГ способны наносить удары в глубину: по морским целям — до 1000 км, по береговым до 1600 км.

Универсальность корабля заключается в способности авианосца выполнять широкий спектр задач. Перечислим основные.

— уничтожение корабельных группировок противника на морских театрах военных действий.

— нанесение ударов по объектам, расположенным на морском побе¬режье и в глубине территории противника.

— авиационное прикрытие и оказание поддержки десантным силам и сухопутным войскам, действующим в прибрежной зоне.

— завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции.

— обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, круп¬ных конвоев на переходе морем.

— блокада побережья про¬тивника.

— ведение авиационной тактической разведки.

— высадка десанта на побережье.

Мобильность авианосцев заключается в способности развернуть в кратчайшие сроки крупную авиационную группировку. Способность совершать суточные броски на 1000 км впечатляет.

А вот очевидным минусом авианосца является его низкая степень скрытности. К тому же, исключительность этого корабля является не только его благом, но и проклятьем. При нанесении ракетно-торпедных ударов авианосец всегда будет приоритетной целью для противника. Времена, когда авианесущий корабль выполнял одиночное плавание, навсегда канули в лету, поэтому он всегда должен быть под охраной кораблей сопровождения.

Универсальность авианесущего корабля имеет и обратную отрицательную сторону. На борту корабля находятся тысячи тонн топлива и боезапаса. По сути, это пороховая бочка, идущая со скоростью 30 узлов. И хотя, эксперты утверждают, что на современных авианесущих кораблях система борьбы за живучесть очень надежна, проверить это можно будет только в случае реальных боевых действий.

Пожар на авианосце «Орискани» USS Oriskany (CV-34) в 1966 году.

При разгрузке сигнальных ракет вытяжной трос одной из них, перекинутый через плече матроса, зацепился за край водонепроницаемой двери. Ракета была запущена и начала дымить. В панике матрос бросил ракету в ящик, наполненный 700 такими же ракетами. А затем, по скудоумию, включил сплинкерную систему пожаротушения, тем самым усугубив ситуацию (вода в контакте с горящим магнием освобождает кислород). Пожар удалось ликвидировать через 8 часов. В результате пожара погибло 44 и ранен 41 человек. Четыре реактивных штурмовика было повреждено, 2 вертолета сгорело.

Авария на ударном авианосце «Форрестол» USS Forrestal (CV-59), произошедшая в Тонкинском заливе в 1967 году.

Эта крупнейшая авария в ВМС США за последние пятьдесят лет. По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолётов. Результат: 17-й пожар, охвативший шесть палуб корабля, детонация девяти авиабомб на полетной палубе, погибло 134 человека (161 ранен). Корабль и его авиация полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший самолет был выброшен за борт (не считая поврежденной огнем авиатехники.

Взрыв на «Энтерпрайзе» 14 января 1969 года.

Примерно в 70 милях от Гонолулу, во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом неуправляемого реактивного снаряда. Взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолета, находившегося на полетной палубе авианосца и также готовившегося к вылету. В течение всего лишь 20 минут на полетной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Позже была еще серия взрывов. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено и говорить не стоит. Боевую службу авианосца в районе Вьетнама пришлось отложить.

Выше были приведены в пример достаточно знаковые аварии. Более мелких существует более сотни. Приведем аварии только на нашем горячо любимом авианосце «Нимиц.

— 1981 год. Приземляющийся самолет врезался в неудачно припаркованный вертолет на палубе авианосца. Пожар. Взрывы. Результат: уничтожено 18 единиц авиатехники, 14 погибших и 39 раненых.

— 1988 год. У штурмовика заклинило электрический пуск скоростной артиллерийской пушки. Загорелся самолет-заправщик. Потери — 8 единиц авиатехники.

— 1991 год. Авария самолета при посадке. Горящая машина, покинутая экипажем, зацепилась за аэрофинишер и застыла посреди палубы. Но, ее двигатели ревели в режиме форсажа. Если бы не действия отважного техника (отключившего двигатели), ситуация вышла бы из под контроля.

Были аварии на флоте и в СССР.

Пожар на противолодочном крейсере «Москва» 2 февраля 1975 года.

Это был авианесущий корабль, а точнее, вертолетоносец. В результате короткого замыкания на распределительном щите дизель-генератора возник пожар. Пожар тушили 6 часов. Погибли трое и ранено 26 человек.

Горел и авианосец «Адмирал Кузнецов». Один из примеров — 6 января 2009 года, когда авианосец шел во главе группы кораблей Северного флота в юго-восточном средиземноморье. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар тушили два часа. Погиб один матрос.

Подводя итог, хочу обратить ваше внимание, что это лишь немногие примеры аварии, произошедших в мирное время. В условиях боевых действий, аварийность вырастет в разы.

На сегодняшний день, наиболее эффективным средством уничтожения авианосцев являются: противокорабельная крылатая ракета и торпеда. А основными носителями этих средств уничтожения являются корабли, подводные лодки и авиация.

Для эффективной обороны авианосца создается группа кораблей. Эта группа, включая авианосец, называется авианосно-ударной группой (АУГ). В состав АУГ, как правило, входят крейсера, эсминцы, фрегаты, многоцелевые подводные лодки и суда снабжения. Их количество зависит от числа авианесущих кораблей группы и требований к мобильности группы. Безусловно, это значительно отвлекает ресурсы, но собранная в единый кулак корабельная группировка обладает очень большим боевым потенциалом.

Корабли АУГ создают рубежи обороны, обеспечивающие противоракетную, противовоздушную и противолодочную защиты. Таким образом, вырисовывается многоуровневая система обороны, преодолеть которую достаточно сложно. Не стоит забывать, что авиакрыло авианосца является основной ударной мощью АУГ, которое также обеспечивает все виды ее (группы) обороны.

Против крылатых ракет, которые выпустят воз¬душные средства нападения, подводные лодки и надводные корабли противника, силы обороны корабельной группы создают глубокую эше¬лонированную оборону глубиной до 700 км. Для наиболее полного использования боевых воз¬можностей средств ПВО предусматривается их многоуровневое построение по зонам. С этой целью формируются три зоны ПВО: дальняя (самолеты дальнего радиолокационного обнару-жения (ДРЛО), корабли радиолокационного дозора (РЛД), самолеты-истребители боевого воздушного патрулирования, зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) средней дальности кораблей охранения, средняя (корабли и вертолеты ближнего РЛД, самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ), корабли ПВО, использующие ЗРК, сред¬ства РЭБ кораблей главных сил и ПВО и ближ¬няя (ЗРК, артиллерия и РЭБ всех кораблей.

Для поиска и уничтожения подводных лодок организовывается противолодочная оборона. Глубина такой обороны, на сегодняшний день, достигает 600 км. Корабельная группа и в этом случае имеет самый широкий спектр возможностей по поиску и уничтожения подводных лодок противника. Противолодочное охранение АУГ осуществляют противолодочные самолеты. Они осуществляют патрулирование, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника. Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснащенные гидроакустическими станциями (ГАС). Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача – не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются таким образом, что бы создать сплошное кольцо гидроакустического наблюдения. Так же используются вертолеты, которые для обнаружения подводных лодок противника применяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развевался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: «Aegis” — at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47). И так началась боевая служба корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системы Aegis combat system.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что это интегрированная сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения и средств управления. Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Говоря простым языком — это электронный мозговой центр.

Таким образом, АУГ имеет систему, которая обеспечивает коллективную оборону кораблей, позволяя перехватывать практически все современные сред¬ства воздушного нападения, включая баллистические ракеты. Система «Иджис» обнаруживает и сопровождает одновременно до 300 целей, и наводит до 18 ЗУР на самые опасные из них. В отражении удара могут задействоваться также палубные истребители и самолеты ДРЛО. Решение на поражение целей может приниматься автоматически.

Американские адмиралы считают свои авианосные соединения неуязвимыми. И отчасти, они правы. Имея такую многоуровневую и универсальную оборону, можно, действительно чувствовать себя в полной безопасности. Уничтожить АУГ можно только массовым ракетным залпом. В свое время, в СССР, был произведен расчет, где был сделан акцент на том, что для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70 — 100 противокорабельных ракет. Крылатая ракета должна иметь боевую часть 500 кг и скорость полета, превышающую скорость звука в 2,5 раза. Такими ракетами сегодня являются П-700 («Гранит») и П-1000 («Вулкан») / П-500 («Базальт.

Для нанесения такого удара необходимо подойти к АУГ на дальность пуска своих ракет. И вот тут начинаются проблемы. Средства разведки АУГ позволяют обнаружить противника за несколько сот километров до точки нанесения ракетного удара. Напомню вам, что основным фактором повлиявшим на победу американцев в битве при атолле Мидуэй было то, что они опередили противника в развертывании. Американцы были в курсе, японцы, т.е. сработал старый принцип «предупрежден. значит вооружен». Т.е. противнику АУГ ничего не остается, как с боем прорываться к точке пуска. А еще необходимо подводным лодкам выдать целеуказание. А ведь еще надо синхронизировать запуск крылатых ракет с другими носителями. В общем, АУГ находится в заведомо выигрышной ситуации. А прорыв обороны АУГ будет сопряжен с крупными потерями.

Есть и другой способ. Нанесение удара по АУГ крылатыми ракетами (торпедами) со специальной боевой частью (СБЧ). Но, на это пойдут только в самом крайнем случае.

В 1946 году были проведены испытания ядерных взрывов у атолла Бикини. Одна из бомб была сброшена с корабля и взорвана на глубине 30 метров. Взрыв был чудовищным, что столб воды поднялся в небо на 2,5 км, а затем рухнул на призрачный флот. Шесть кораблей затонули почти мгновенно и еще три в течение нескольких часов, а корабль, с которого была сброшена бомба, испарился.

В Советском Союзе авианесущие корабли начали строить только с шестидесятых годов. Это были противолодочные крейсера пр.1123. То бишь, полноценные вертолетоносцы. Было построено два корпуса: «Москва» и «Ленинград». В 70-х годах начали строительство авианесущих крейсеров пр.1143. В строй вступили «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». А в 1991-м году в строй вступил «Адмирал Кузнецов» пр.1143.5.

Основным отличием наших авианесущих крейсеров пр. 1143 от остальных авианосцев западной постройки являлось наличие на борту комплекса крылатых ракет «Базальт» и «Гранит». Сложно сказать, по верному пути пошли наши конструкторы, или по тупиковой ветви.

Дело в том, что тогда (как и сейчас) наша судостроительная промышленность не могла строить такие гиганты, как «Энтерпрайз». Был всего один завод в Николаеве, отсюда и не очень большое (относительно американских авианосцев) водоизмещение. Да и зачем нам нужны были такие гиганты? Адмиралы СССР не планировали воевать с США на море. Тогда проводилась политика сдерживания. Основные задачи, которые возлагались на наши авианосцы, были оборонительными. Плюс, для вывода этих кораблей через Проливы, пришлось смухлевать с названиями типов кораблей. Наши авианосцы выходили из Черного моря, как «противолодочные крейсера» (что было отчасти верно.

ТАКР «Киев» на боевой службе.

Так сильно ли уступали наши авианосцы американским? В 70-х годах — однозначно нет. Эти корабли имели очень много передовых технологий. Собственно говоря, мы пошли своим путем во всем. Крылатая ракета П-500 с дальностью полета 550 км тогда была очень грозным оружием. А палубная авиация США не была на столько технически развита, что бы гарантированно уничтожить наши крейсера до подхода в точку запуска крылатых ракет.

Был ли это тупиковый путь развития? Думаю, да. Корабль — это самый сложный боевой механизм. И в попытке создать «что-то универсальное» может привести к «чудовищному гибриду». Ярким примером сегодня служит тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». При полном водоизмещении 65000 тонн иметь палубную авиацию не превышающую 30 летательных аппаратов, это явный тупик. А кто-нибудь помнит, когда этот крейсер выполнял в последний раз ракетные стрельбы? Правильно. Очень давно. Потому что, он больше не выполняет стрельбы. Не может технически. Загубили материальную часть.

Будем строить, или нет.

Для того что бы попытаться разобраться в этом, займу нейтральную сторону между противниками и союзниками строительства авианосцев.

Планируем ли мы контролировать крупнейшие торговые пути? Нет. Планируем ли мы осуществить блокаду какого-либо прибрежного государства? Нет. А может, нам предстоит захват архипелага-Х? Нет. Но это «нет» сегодня. А кто знает что будет завтра.

Авианосцы — это очень дорогая игрушка. Строить и обслуживать очень дорого. Абсолютно нечего возразить. Так Флот сам по себе «очень дорого». И ведь не обязательно строить монстров типа «Дж.Форд», чье суточное обслуживание обходится в 7 млн. американских рублей ежесуточно. В Советском Союзе это понимали.

Авианосцы, как и весь военно-морской флот — это лишняя затратная статья и дыра в бюджете! А как вы дивиденды посчитаете? В Норвегии в конце 30-х то же так думали. Говорили, что придерживаются политики нейтралитета. Их военный бюджет был практически равен нулю, чем товарищ Гитлер и воспользовался в 40-м году.

Авианосцы — это картонные корабли. Топятся очень легко. Возможно, а кто это проверял? Только реальные боевые действия показывают эффективность вооружения. Вторая Мировая война показала достаточно высокую живучесть авианосцев.

Авианосцы — это взрывоопасные корабли. Аварии на них случаются нередко. Верно. Но все корабли горят и взрываются. Как показывает практика, большинство аварий происходит из-за элементарного разгильдяйства личного состава. Поэтому, проблема не в «железе», а в людях.

Мы все авианосцы противника перетопим крылатыми ракетами. У нас есть комплекс «Бастион»! Сегодня это звучит, как мантра. Комплекс «Бастион» — это береговой ракетный комплекс. Он предназначен для защиты побережья. Дальность действия крылатых ракет в районе 300 км. Авианосец никогда не рискнет подойти так близко к берегу. Вообще, чем дальше АУГ от берега, тем в большей безопасности будет авианосец. У нас на сегодняшний день нет крылатых ракет, способных уничтожить авианосец на большой дальности.

Кажется, что этот спор будет продолжаться вечно. По разные стороны баррикад расположились противники и союзники авианосцев. Одни утверждают, что авианесущие корабли — это дорогое и морально-устаревшее оружие. Другие, что это наиболее мощный инструмент войны на море.

Мое субъективное мнение будет следующим.

1. Торопиться с постройкой нового авианосца не стоит. Вести проектные работы? Да. Срочно закладывать? Нет. На флоте большие проблемы с кораблями 2-го, 3-го и 4-го рангов. Необходимо обновлять и Береговую охрану. Т.е. нам сейчас архиважно закрыть для супостата свои внутренние моря. И так, шаг за шагом, выходить в моря и океаны. Повторяю, шаг за шагом.

2. Какой смысл напрягать судостроительные мощности «стройкой века», когда у нас сейчас корабли и лодки стоят в очередь на ремонт и модернизацию? Предстоит произвести (и оно сейчас идет) обновление судостроительных мощностей и увеличение рабочих кадров (а это сегодня самая большая проблема.

3. Строить сегодня нельзя. Но, это не значит, что не надо строить «завтра». Для этого нам крайне важно не потерять последний полуживой авианосец. Для чего? Для того, что бы сохранить летные кадры и опыт эксплуатации этой сложной техники. Т.е. надо по максимуму продлить срок эксплуатации ТАКР «Адмирал Кузнецов.

4. Никто так не вкладывал столько свои сил в появление авианосцев в нашем Флоте, как адмирал Горшков. Но, есть мнение, что к концу своей деятельности он пришел к выводу о бесперспективности авианосцев, в виду их большой уязвимости. Он предлагал применять «морские аэродромные платформы» на основе судов с малой площадью ватерлинии, предложенной в свое время изобретателем из Канады Фредериком Кридом.

Концепция морского аэродрома.

Очень логично. Дешево и практично. Китайцы то же поняли, что есть замена авианосцам, и начали строить «непотопляемые авианосцы». Появление искусственных островов в Южно-Китайском море многим не нравится.

5. Напоследок хочу сказать, что флот должен быть сбалансированным. Поэтому, авианосцам всегда найдется в нем место. Идеальным вариантом будет корабль водоизмещением до 50000 тонн с ядерной энергетической установкой. Но, как говориться, всему свое время.

Интересные факты об авианосцах.

1. Британский самолёт Sea Harrier, в настоящее время уже снятый с вооружения армии Соединённого Королевства, обладал возможностью вертикального взлёта и посадки. В 1983 году это свойство помогло пилоту Иану Ватсону в критической ситуации. Во время учебного полёта Ватсон потерял связь с авианосцем, однако обнаружил с помощью радара другое судно. Им оказался испанский грузовой корабль, и пилот, видя почти полное исчерпание запасов горючего, удачно приземлился на контейнеры.

2. Вступив во Вторую Мировую войну, американцы столкнулись с проблемой тренировки пилотов для боевых действий на Тихом океане. Отрабатывать взлёт и посадку на авианосцы в открытом океане было опасно из-за угрозы со стороны немецких подлодок, поэтому лётчиков было решено тренировать на Великих озёрах, для чего военные переоборудовали два парохода. В общей сложности подготовку получили около 18 000 пилотов, однако в ходе учений до 300 самолётов было потеряно из-за аварий. Почти все они до сих пор лежат на дне Великих озёр.

3. Во время Второй Мировой Войны у Императорского флота Японии были подводные авианосцы. Гигантская подводная лодка брала на борт три самолета. В сентябре 1942 года самолёт Yokosuka E14Y. взлетевший с лодки I-25, совершил налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-килограммовые зажигательные, которые, как предполагалось, должны были вызвать обширные пожары в лесных массивах, чего, однако, не произошло, и эффект был незначительным. Но нападение имело большой психологический эффект, так как не был известен способ атаки. Это был единственный случай бомбардировки континентальной части США за всю войну.

4. В СССР существовали воздушные авианосцы. Существовал Проект «Звено». В качестве носителей использовались тяжёлые бомбардировщики ТБ-3. «Звено-СПБ» было принято на вооружение ВМФ СССР и принимало участие в Великой Отечественной войне. Под крыльями ТБ-3 закреплялось два истребителя И-16. Летом 1941 года «Звено» активно принимало участие в боях. Проект был закрыт в связи со снятием с вооружения ТБ-3.

5. Когда союзники готовились к высадке в Европе, они в условиях дефицита металла всерьёз рассматривали проект постройки флота огромных авианосцев изо льда. Дело дошло до реального прототипа — уменьшенной копии авианосца из замороженной смеси воды и опилок, однако большие подобные корабли так и не были построены.

6. Самый большой авианосец Второй Мировой войны был перестроен из третьего корпуса линкоров серии «Ямато» и был назван «Синано» (см. фото выше). Он был потоплен в первом же выходе американской подводной лодкой «Арчерфиш.

7. Спасение в 1960 году четырех военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, дрейфовавших 49 суток в открытом океане на барже, осуществил авианосец «Кирсердж» USS Kearsarge (CV-33.

«АркРойял» перед тем, как отправиться на дно.

В 50 км восточнее Гибралтарского пролива на дне лежит «АркРойял». В отличие от своего предшественника и потомка, он закончил свой боевой путь от торпеды подводной лодки 13 ноября 1941 года. Очень хочется, что бы эти красавцы радовали нас мощью только на парадах и никогда не уничтожали друг друга.

Комментарии (1.

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости . не могут оставлять комментарии к данной публикации.