Все дело в свете: как правильно спроектировать систему освещения в магазине

Все дело в свете: как правильно спроектировать систему освещения в магазинеВсе дело в свете: как правильно спроектировать систему освещения в магазине.

При этом следите за витринами соседей и конкурентов: если у них в витрине 2000 люкс, как бы чрезмерно ярко вам это не казалось, лучше сделать как минимум также, иначе ваши витрины будут казаться рядом с ними темными и неинтересными, и покупатели пройдут мимо. Подходите к своим магазинам индивидуально, даже если у вас есть утвержденная концепция, небольшие корректировки в зависимости от конкретной ситуации помогут повысить продажи.

Ювелирные изделия обычно освещаются более ярко . на товаре может быть 1200-1600 люкс — это самая сложная категория для проектирования света. В ней придется учитывать и цвет металла самого товара, и типы камней и даже тип огранки камней, его выкладки, т.к. луч света должен попасть в точку, где камень начнет «играть.

Есть некое общее правило, что в магазинах более высокого класса (Lux и Premium) общая освещенность магазина ниже, чем в магазинах масс-маркета. Где-то на нашей подкорке уже прописано, что чем магазин ярче, тем товар там дешевле, поэтому не стоит менять наши иллюзии и пытаться «перевоспитать» клиентов. Просто следуйте этому стереотипу, и нужные клиенты потянутся к вашим магазинам.

В магазинах более высокого класса используется много декоративного освещения . различного рода подсветки потолка и колонн, а также люстры и бра. Советуем особо не брать их в расчет, декоративный свет — это только дизайнерский свет, освещенность он сильно не повышает, он как бы работает сам на себя и на имидж вашего магазина.

Не пытайтесь запроектировать очень яркий свет в примерочных кабинах, обычно 500-700 люкс достаточно. Используйте более теплые лампы: чем белее свет, тем больше своих недостатков увидят ваши клиенты. Если к тому же примерочные небольшие по размеру, клиент и так стоит слишком близко к зеркалу и это сильно отвлекает от основной задачи, которую преследуете вы — покупатель должен нравиться себе в зеркале в вашем товаре.

Для магазинов мужской одежды в примерочных часто делается совсем небольшое освещение и маленькие зеркала, чтобы «вытащить» мужчину из примерочной кабины «в руки продавца» который поможет ему с выбором, а заодно и увеличит конверсию.

Светильник в примерочной должен оказаться между зеркалом и человеком, если он светит Вам в макушку на вашем лице появляются тени от носа, прически и вы начинаете выглядеть несколько неестественно и болезненно. Вряд ли это будет мотивировать к покупке.

В витринных пространствах старайтесь установить светильники как можно ближе к стеклу витрины. Это обусловлено тем, что витринное пространство обычно достаточно узкое, и вывернуть светильник так, чтобы он светил именно на одежду, надетую на манекен или декорации с товаром, очень сложно, т.к. угол поворота светильника будет недостаточен. А задача состоит именно в этом, ведь вы продаете не манекен, а одежду, которую надели на него. Манекены, которым светильник светит прямо на макушку, выглядят непрезентабельно, кроме того получается тот же самый эффект, как в примерочной, описанный выше. Мерчендайзеры на своем сленге называют этот эффект «маской смерти» — жестоко, но правда.

Сейчас существует невероятное разнообразие светильников и по техническим параметрам, и по дизайну. Основные категории.

Галогеновые – это один из самых хороших типов светильников, которые любят люксовые магазины, т.к. это теплый и естественный цвет. Но освещенность, выдаваемая ими, достаточно низкая при больших энергозатратах. Вам придется купить очень много светильников, часто менять перегоревшие лампы, срок службы которых существенно ниже, чем у остальных категорий, и потом ещё придётся оплачивать большие счета за электричество. По цветности есть достойные заменители среди светодиодов. Кроме того, многие торговые комплексы на своей территории запрещают арендаторам использовать галогеновые светильники.

Металлогалогеновые светильники — одни из самых распространенных в торговых помещениях. Дают очень сильную освещенность при сравнительно небольших затратах энергии. Но лампы перегорают достаточно часто и стоят недешево (обратите внимание, что замена лампы — это не только стоимость самой лампы, но и вызов электрика, а если это торговый комплекс, то работы происходят по ночам, что тоже выливается в дополнительные затраты). Из-за довольно высокой мощности ламп, при малых углах рефлекторов или низких потолках возможен эффект выгорания товара. Кроме того, у светильников данной категории избыточно высокое тепловыделение, и в магазине может быть жарко. Внимательно проектируйте систему кондиционирования и вентиляции, если планируете использовать металлогалогеновые лампы.

Светодиоды (LED) – эта категория светильников сейчас набирает огромную популярность. Достоинство этих ламп в малом потреблении энергии и долгой службе ламп. Однако есть и недостатки, основным из которых можно назвать их стоимость: светодиодные светильники несколько дороже остальных категорий. Хотя в сравнении со стоимостью 5-7 летней давности, когда они были в 2-3 раза дороже металлогалогеновых, теперь есть диодные светильники примерно в такой же ценовой категории. Качество светильников очень сильно зависит от производителя: у лампы может быть нестабильная цветность и срок службы не такой большой, как заявлено, угол освещённости не выдержан и т.д.